2.2.Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ №35,регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
Количество обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии( далее ПМПк) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе ( с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) из расчёта одна штатная единица
учителя-логопеда на 6-12 указанных воспитанников;
Количество обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее –ППк ) и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающими
трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и
социальной адаптации ( проведении логопедических занятий с учителем –
логопедом) из рекомендуемого расчёта одна штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся;
Количество обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведённой
учителем-логопедом МБДОУ №35, из рекомендуемого расчёта одна штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.3.Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
(приложение №2 и №3 к Положению)
2.4.Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятие, продолжительностью не менее
15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
педагогических работников, углублённое обследование обучающихся, имеющих
нарушение устной речи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие
варианты диагностики уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки
нарушения устной речи.
В случае инициации диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося
(приложение №4 к Положению), демонстрирующего признаки нарушения устной
речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учётом пункта 2.4.
Положения.
2.5Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учётом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПк, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребёнка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи осуществляется на основании Приказа заведующего
МБДОУ №35.
2.6.Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой, подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемлогопедом с учётом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПк, ППк.
2.7.Логопедические занятия проводятся с учётом режим работы МБДОУ №35.
2.8.Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПк, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.9.Логопедические занятия должны проводится в помещениях, оборудованных с
учётом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья
и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.10.В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающимися из расчёта 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а
так же другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся
при совместной работе всех участников образовательного процесса (
административных и педагогических работников Организации, родителей(законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя0логопеда с
обучающимися.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
Постоянно действующей консультативной службы для родителей(законных
представителей);
Индивидуального и группового консультирования родителей(законных
представителей);
Информационных стендов.
3.Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования МБДОУ №35
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных
актов Организации.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в
длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не
могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских
организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии
устной речи.
3.3. Логопедическая
2.5. Положения.
помощь
осуществляется
в
соответствии
с пунктом
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией .
4. Участники коррекционно-образовательного процесса
4.1.Участниками коррекционно-образовательного процесса оказания логопедической
помощи являются: ребёнок,родители (законные представители),учительлогопед,педагоги и специалисты ДОО.
4.2.Учитель-логопед:
4.2.1.Несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой
патологией,качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи. В случае
зачисления ребёнка, которому рекомендовано обучение в специализированной
группе по заключению ПМПк, учитель-логопед не несёт ответственность за качество
коррекционного обучения.
4.2.2.Составляет список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
при численности таких воспитанников более 25 детей, составляет очерёдность,для
оказания логопедической помощи.
4.2.3.Определяет периодичность,продолжительность проведения логопедических
занятий.Расписание логопедических занятий утверждается заведующим ДОО.
4.2.4. Планирует и проводит коррекционную работу с воспитанниками по
исправлению нарушений в развитии устной речи.
4.2.5. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений у детей,
получающих логопедическую помощь. Корректирует содержание логопедической
работы, методы и приёмы коррекционной помощи.
4.2.6.Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям(законным представителям),информирует о ходе коррекционной работы,
даёт необходимые рекомендации.
4.2.7. Ведёт логопедическую документацию.
4.3.Воспитатель:
4.3.1. Создаёт предметно-развивающую среду для своевременного речевого развития
и профилактики нарушений в развитии устной речи воспитанников группы.
4.3.2. Наблюдают за ходом речевого развития воспитанников группы, проводит
мониторинг усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие»
общеобразовательной или адаптированной программы дошкольного образования.
4.3.3. Планирует и проводит индивидуальную работу по речевому развитию детей,
получающих логопедическую помощь, по рекомендациям учителя-логопеда.
4.3.4. Осуществляет контроль правильного произношения скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей во всех видах детской
деятельности, в режимных моментах в течение дня.
4.3.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными
представителями) ДОО по вопросам освоения общеобразовательной или
адаптированной программ дошкольного образования детьми, зачисленными на
логопедические занятия.
4.3.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, получающих логопедическую помощь.
4.4. Родитель (законный представитель) :
4.4.1. Создает в семье благоприятные условия для общего и речевого развития
ребенка.
4.4.2. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО по преодолению
речевых нарушений ребенка (выполняет рекомендации, домашние задания).
4.5. Специалист ДОО (музыкальный руководитель, инструктор физического
воспитания, педагог-психолог):
4.5.1. Планирует и организует работу по реализации адаптированных и
коррекционных программ для детей с нарушением речи в соответствующих
образовательных областях на основе рекомендаций ПМПк, ППк ДОО,учителялогопеда.
4.5.2. Учитывает особые образовательные потребности детей с различными
нарушениями речи, их индивидуальные особенности в процессе образовательной
деятельности.
5.Руководство работой логопедической помощи
5.1. Непосредственное руководство работы по оказанию логопедической помощи
воспитанникам осуществляется администрацией ДОО.
5.2. Старший воспитатель контролирует условия, созданные для оказания
логопедической помощи воспитанникам, результативность коррекционнообразовательного процесса.
Приложение N 1
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение N 3
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение N 4
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество
детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по
образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в
соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не
проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной
деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного
ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется),
истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать);
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать
длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления <9>:
-------------------------------<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и
т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его
собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные
проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан,
либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Приложение N 5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать
рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать
рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в
освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать
рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения,
настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.