Патриотическое воспитание

Организация работы  по сохранению и укреплению традиционных  российских духовно - нравственных  ценностей в МБДОУ № 35

   9 ноября 2022 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

   Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.

    К традиционным  ценностям  относятся:  жизнь,  достоинство, права и свободы  человека, патриотизм,  гражданственность, служение  Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая  память и  преемственность  поколений, единство народов  России.

    Федеральная образовательная программа дошкольного образования»

(Приказ 25.11.2022 № 1028) позволяет реализовать одно из основополагающих функций дошкольного уровня образования:

создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего                          поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.  В наше время остро стоит вопрос утраты традиционного российского патриотизма, снижения воспитательного воздействия культуры и образования, широкого распространения таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие… души наших детей тонут в интернете и не видят ничего интересного вокруг себя. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, мы должны  воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

  Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно - образовательного пространства дошкольного учреждения.

   В последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

   В нашем детском саду руками педагогов и родителей  создан музей «Горница», музей был открыт в 1993 году и по сей день педагоги хранят и приумножают все, что создали их коллеги. Без музея сегодня не обойтись, это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная.  В музее дети  могут обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, взять в руки деревянные ложки...любой предмет подсказывает тему для интересного разговора.

   Исследуя экспонаты музея, дети познают смысл фольклорных текстов, природу происхождения слов. Музей необходим, чтобы хранить уникальные экспонаты, краеведческий материал. Это хранилище народной памяти, центр поисково-исследовательской деятельности по изучению истории поселка.

   Исходя из интересов детей, было решено разработать проект и познакомить воспитанников с предметами быта, традициями и обычаями русского народа. Возникла идея реализации проекта «Мир старинных вещей». Тип проекта творческо-исследовательский, долгосрочный.

   В этой работе нам помогали родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносили некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогали  в оформлении выставок, сборе информации, фотографий, обсуждали  план совместных действий.

   Педагоги  подбирали  методическую,  художественную литературу, иллюстрационный  материал, мультфильмы, познавательные  фильмы о предметах, обычаях русского народа, и их творчестве, готовили сценарии праздников, развлечений, познавательно - развлекательных  программ, познавательно – воспитательных   мероприятий,  материалы  для продуктивной  деятельности.

   В рамках проекта прошли мероприятия:

   Досуг  «Секреты бабушкиного сундука» - дети учились плести косички для коврика, шить лоскутное покрывало, делать народные украшения из пластилина, мастерить марийскую  манисту (нагрудное украшение), расписывать кокошник.

   Познавательно-развлекательная программа «В гостях у русской печки» - дети побывали в далеком-далеком прошлом и посмотрели, как жили – не тужили наши прабабушки и прадедушки.
Пили чай из самовара с пирогами, играли на ложках, слушали рассказы детей старшей и подготовительной группы о русской печке, играли с Домовым и
Емелей, пели песни.  

   «Русские обычаи и знакомство с самоваром» - развлечение для детей старшего дошкольного возраста – дети активно изучали особенности работы самовара, мастерили с родителями книжки-малышки об истории возникновения самовара. Побывали в городе Тула, посетили «Музей самоваров» (виртуальная экскурсия). Создали альбом «Самовар-батюшка» –пластилинография.

   Масленичные гуляния  — это яркое и веселое событие, которое проводится на протяжении недели перед Великим постом. Одним из самых интересных аспектов этого праздника является проведение народных игр и развлечений. Народные игры, блины, чай, сжигание масленицы - также возможность познакомиться с русской культурой и традициями.

   «Чем играли наши бабушки» - мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы» - дети кукол делали из разных материалов: из ниток, из шпагата, конечно же, из лоскутков, пели народные песни.

   В гостях у Хозяйки Медной горы дети познакомились с картой Свердловской области с отмеченными месторождениями железной руды.
Послушали рассказ о том, как добывают железную руду, какие богатства хранят наши Уральские горы.  Изготовляли  из металлического  и магнитного конструктора поделки, экспериментировали с магнитами.. участвовали в викторинах: « Хорошо ли вы знаете уральский край ?»,«Знаете ли вы нашего уральского писателя и его произведения?

    Познавательно – воспитательное мероприятие «С чего начинается Родина?» - очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Дети и родители писали историю своей семьи, своей фамилии, рисовали герб семьи, рассказывали о профессии своих родителей, бабушек и дедушек.

   Дети, родители и педагоги собирали информацию об истории «Писанного камня», реки Ирбитки, родника «Хрустальный» в п. Сосновый Бор, народные умельцы поселка.Хочу такой сайт

   В музее постоянно детьми и педагогами оформляются выставки работ народных умельцев поселка, фотографии природы родного края, тематические выставки.

   К 50 – летию  детского сада была оформлена выставка истории создания детского сада «Путешествие по реке времени» – дети и педагоги собирали информацию и оформляли выставку.

   Коллектив МБДОУ № 35 являемся ответственным за проведение  муниципального конкурса среди педагогических  работников муниципальных  образовательных  организаций Артемовского городского округа «Лучшая методическая разработка по музейной педагогике» в рамках Муниципального  фестиваля   среди работников муниципальных образовательных  организаций Артемовского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования, «Ключ к успеху».

   Шарипова Танзиля Фаизовна является неоднократным призером и победителем этого конкурса.

   Педагоги, дети и родители создают игры - бродилки, лото,  для игры с экспонатами музея, альбомы с фотографиями посёлка.  Игры помогают детям ориентироваться в прошлом, расширяют представления детей о жизни, быте, знакомят с предметами домашнего обихода их названиями и назначением. Знакомят с природой родного края, с улицами, зданиями поселка.

 Дети рисуют, лепят из глины народные игрушки, совместно с родителями организовываются экскурсии и прогулки, праздники.

   Дети: Во время проекта дети научились понимать собеседника, общаться, обмениваться новыми идеями, находить, анализировать, интегрировать, оценивать информацию в разных формах. Научились работать в команде, выполнять разные роли и обязанности.

   Научились использовать предметы в разных видах деятельности: игре, труде; точно и ясно формулировать в речи суждения, предположения; проявление ценностного, бережного отношения к предметам.

   Более активно стали самостоятельно действовать, задавать вопросы взрослому, интересоваться новым и получать ответы через поисковую деятельность. Решать проблемные ситуации, вступать в диалог со сверстниками. Использовать полученные знания и умения в других образовательных областях.

   Педагоги: работа в проекте позволила добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей, расширились знания воспитателей о русской народной культуре, появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

   Родители: Укрепилось взаимодействие с семьями воспитанников.

   Проект долгосрочный, он продолжается, работа запланирована на следующий учебный год, созданы условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности в рамках мини-музея.

   Мы не останавливаемся на достигнутом, планируем взаимодействовать с комплексно-краеведческим музеем МБОУ СОШ № 16, с Сосновоборской сельской библиотекой.

- При использовании технологии «Три вопроса» детям стало интересно, продолжать знакомство с предметами русского быта, историей их происхождения.

- Воспитанники проявили интерес к обычаям, обрядам, праздникам, народному творчеству, искусству.

- Детям интересно, какие животные жили на территории п. Сосновый Бор: …«когда нас еще не было на свете, когда никого не было?».

- Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников. Создать условия для формирования интереса у детей и родителей к выбранной теме проекта.

Альбом "Писаный камень"

Альбом "Умельцы родного посёлка"

методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста игра - бродилка "Русская горница"

дидактическое пособие для детей 5-7 лет игра- лото "Горница"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».